читать дальшеБлагодаря самолету J-5C Cub Cruiser компания Piper заняла обширную нишу на рынке самолетов-внеаэродромников. К сожалению, Вторая мировая война внесла свои коррективы - производство гражданских самолетов было остановлено после выпуска 35 самолетов J-5C.
Однако труды не пропали даром, и на новую конструкцию обратили свой пристальный взор военные ведомства. Гражданские самолеты J-5A и J-5B были реквизированы для использования в армии США во время Второй мировой войны под обозначениями L-4F и L-4G. ВМС США приобрели 100 самолетов, сходных с моделями J-5C, под обозначением НЕ-1. Они имели двигатели Lycoming О-235-2 мощностью 100 л. с. и укрепленный на петлях откидной гаргрот в задней части фюзеляжа, что позволяло загружать и выгружать носилки; в 1943 г. эти самолеты были переименованы в АЕ-1.
PA-12 Super Cruiser
После войны J-5C был заново сертифицирован в категории Normal для аппаратов со взлетной массой до 800 кг. Мягкую углеродистую сталь 1020, применяемую в ферме фюзеляжа, заменили на хромомолибденовую 4130. Новый самолет назвали PA-12 Super Cruiser. Самолет имел тот же двигатель Lycoming О-235-С мощностью 100 л. с. и максимальную скорость на уровне моря 183 км/ч. Опытный самолет совершил первый полет в декабре 1945 г. и привлек так много внимания, что компания вскоре получила невероятное количество заказов. В течение 1946-1947 годов был построен 3761 аппарат (J-5 Cub Cruiser было построено 1404 экземпляра).
PA-12, вид спереди
В чем причина такого впечатляющего послевоенного успеха? После войны отдел по маркетингу был вынужден сделать приблизительно то же самое, что сделали проектировщики и изготовители. Во многом конструкция нового самолета PA-12 была идентичной J?5C, но нужно было кардинально отойти от обычного интерьера (вернее, его отсутствия) традиционного J?5C к более престижному салону. В 1946 году на рынке существовала жесткая конкуренция, и для того чтобы выжить, нужно было в корне менять имидж. Соответственно многое в схеме J-5C, в частности то, что напоминало о его роли учебно-тренировочного полувоенного самолета, было изменено. Например, кнопка прогрева карбюратора была вынесена на приборную панель, как и кнопка обогатителя. Сама же панель была скомпонована таким образом, чтобы максимально приблизить и ее внешний вид, и удобство пользования к автомобильным стандартам.
Однако следует указать и на то, что заднее сиденье любого из Cruiser в действительности не рассчитано на двоих. С учетом обеспечения свободы движений, особенно в районе плечевого пояса, места для одного более чем достаточно, но двоим уже тесновато. Поэтому, хотя модель Piper РА-12 Super Cruiser и была трехместным самолетом, ее гораздо чаще использовали как двухместную машину класса "люкс". В цифрах это можно обозначить как "1+2".
Туристические самолеты Piper сейчас стали вновь популярны, ведь J-5 отстает по цене даже от Cub. Piper-12 уже вышел сегодня на передний план, а вот J-5 еще можно найти и приобрести по вполне доступной цене, к тому же их легко модернизировать.
Таким образом, сразу после войны, откликаясь на требования усложнившихся условий гражданского рынка, фирма Piper смогла с минимальными риском и затратами создать семейство самолетов, которые американцы назвали "круизными", мы же для упрощения назовем "семейными". Самолетостроители совершили достойный для того времени шаг, осуществив переход от широкого производства двухместных самолетов к производству доступных трех-, четырех- и пятиместных, значительно расширив их возможности и приближая самолет к самому распространенному виду транспорта - автомобилю. Поразительно, но факт остается фактом: эти самолеты не только являются летающим раритетом сороковых годов прошлого века, но и до сих пор выполняют роль "рабочих лошадок" в отдаленных и суровых районах страны, перевозя людей и грузы.
PA-32 Saratoga - легкий многоцелевой самолет, разработанный американской фирмой Piper Aircraft. В 1979 году самолеты Cherokee Six и Lance были вытеснены шести/семиместным вариантом РА-32-301 Saratoga, имевшим крыло увеличенного размаха, традиционное хвостовое оперение, неубирающееся трехопорное шасси и двигатель Lycoming IO-540-K1G5D мощностью 300 л.с. с винтом изменяемого шага. Одновременно появились модель РА-32-301Т Turbo Saratoga с тем же двигателем с турбонагнетателем, и самолеты РА-32R-301 Saratoga SP и РА-32R-301T Turbo Saratoga SP с убирающимся трехопорным шасси. Производство модели Saratoga была прекращена в 1985 году.
Однако в 1993 году Piper представил новую модель с аэродинамическими усовершенствованиями и пересмотренной приборной панелью и интерьером, получившую обозначение Saratoga II HP. Модель с турбокомпрессором Saratoga II TC была представлена в 1997 году. В 1999 году эти самолеты были оснащены радиоэлектронным оборудованием Garmin и S-TEC. Пассажирская кабина рассчитана на пять пассажиров. К 2001 году произведено более 100 самолетов Saratoga II HP/TC.
Кстати, на "Пайпер Саратога" разбился Джон Кеннеди мл. вместе с женой и сестрой жены. Не пройдя курс обучения полету по приборам, ориентируясь только на правила визуального полета, в темное время суток он не справился с управлением и упал в океан.
PA-32 Saratoga
Самолет Пайпер
читать дальше
Кстати, на "Пайпер Саратога" разбился Джон Кеннеди мл. вместе с женой и сестрой жены. Не пройдя курс обучения полету по приборам, ориентируясь только на правила визуального полета, в темное время суток он не справился с управлением и упал в океан.
PA-32 Saratoga
Кстати, на "Пайпер Саратога" разбился Джон Кеннеди мл. вместе с женой и сестрой жены. Не пройдя курс обучения полету по приборам, ориентируясь только на правила визуального полета, в темное время суток он не справился с управлением и упал в океан.
PA-32 Saratoga